Разъяснения июнь 2019

1) Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина вправе принимать и Федеральная служба исполнения наказаний

Постановлением Правительства РФ от 10.05.2019 № 581 внесены изменения в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.

С 01.01.2020 к числу таких органов отнесена Федеральная служба исполнения наказаний.

Решение о нежелательности пребывания на территории Российской Федерации принимается в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.

 

2) Вступили в силу изменения в закон о применении контрольно-кассовой техники

Федеральный закон от 06.06.2019 № 129-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» установил, что индивидуальные предприниматели, не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, при реализации товаров собственного производства, выполнении работ, оказании услуг вправе не применять контрольно-кассовую технику при расчетах за такие товары, работы, услуги до 01.07.2021.

Однако в случае заключения трудового договора с работником индивидуальные предприниматели обязаны в течение тридцати календарных дней с даты заключения такого трудового договора зарегистрировать контрольно-кассовую технику.

Кроме того, закон освобождает от применения онлайн-касс при безналичных расчетах (за исключением расчетов платежными картами с предъявлением):

товарищества собственников недвижимости (в том числе товарищества собственников жилья, садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества), жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы;

образовательные организации при оказании услуг населению в сфере образования;

физкультурно-спортивные организации при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта;

дома культуры (народного творчества, фольклора, ремесел, досуга), клубы, центры культурного развития (культуры и досуга, культурно-досуговые и культурно-спортивные), этнокультурные центры при оказании услуг населению в области культуры.

Также, контрольно-кассовая техника может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка, кроме случаев реализации указанных входных билетов и абонементов с использованием сети «Интернет» и сетей связи.

 

3) Увеличены штрафы за повторное самовольное подключение к сетям

Федеральным законом РФ от 29.05.2019 № 114-ФЗ внесены изменения в статьи 3.5 и 7.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статье 7.19 КоАП РФ за совершение указанных правонарушений предусматривается наложение административного штрафа: на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Президент РФ увеличил штрафы за повторное самовольное подключение к электро- и теплосетям.

Граждан ожидает штраф 15-30 тыс. руб., должностных лиц — 80-200 тыс. руб. либо дисквалификация на срок от 2 до 3 лет, организаций — 200-300 тыс. руб.

 

4) Граждане с ВИЧ-инфекцией могут усыновлять детей, которые в силу сложившихся обстоятельств уже проживают с ними

Федеральным законом РФ от 29.05.2019 № 115-ФЗ внесены изменения в статью 127 Семейного кодекса Российской Федерации.

Существует список заболеваний, при наличии которых гражданин не может усыновить ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатную семью.

Президент РФ подписал закон, согласно которому суд при вынесении решения вправе отступить от запрета, если гражданин, имеющий заболевание по перечню, проживает с ребенком в силу сложившихся семейных отношений.

Закон дает возможность таким людям усыновлять именно уже живущих с ними детей. Также это касается лиц с диагностированным туберкулезом, психическими заболеваниями или раком.

На основе этого решения и был написан законопроект. Его авторы указали, что, если ребенок уже проживает в семье такого гражданина, то при усыновлении, по сути, речь идет всего лишь о юридическом оформлении сложившихся между ними отношений. Таким образом, риск для здоровья ребенка не увеличивается.

 

5) Правительство РФ упростило процедуру признания лица инвалидом

Направление на медико-социальную экспертизу (МСЭ) будет передаваться в бюро МСЭ в электронном виде с использованием информационных систем без участия гражданина, а при отсутствии доступа к информационным системам — на бумажном носителе. При этом гражданин будет направляться на МСЭ только с его письменного согласия. Сведения о результатах МСЭ также будут передаваться в электронном виде.

С 1 октября 2019 года граждане смогут через Единый портал госуслуг:

— подать заявление о проведении МСЭ;

— получить копии акта и протокола проведения МСЭ;

— обжаловать решение бюро МСЭ.

Предусмотрена возможность проведения МСЭ в исправительном учреждении.

 

6) Автостраховщику, нарушающему обязательства по восстановительному ремонту, могут запретить возмещать вред в натуре

Если в течение 1 года страховщик ОСАГО неоднократно нарушил обязательства по восстановительному ремонту транспортных средств, то Банк России вправе ограничить ему возмещение причиненного вреда в натуре на срок до одного года. Установлен порядок принятия такого решения.

Уполномоченное структурное подразделение Банка России готовит мотивированное заключение о деятельности страховщика-нарушителя и направляет его на рассмотрение в Комитет финансового надзора.

Страховщик, получивший решение об ограничении, возмещает вред от ДТП в форме страховой выплаты. Однако потерпевший, уведомленный о принятии такого решения, может дать согласие на возмещение вреда в натуре (Указание Банка России от 14.12.2018 № 5011-У «О порядке принятия Банком России решения об ограничении осуществления страховщиком страхового возмещения путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства»).

 

7) О порядке перевода жилого помещения в нежилое

С 09.06.2019 вступил в силу новый порядок перевода жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в нежилое, утвержденный Федеральным законом от 29.05.2019 № 116-ФЗ.

Принятие решения о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение отнесено к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Так, перевод жилого помещения в нежилое будет возможен только с согласия каждого собственника всех жилых помещений, примыкающих к переводимому жилому помещению, на перевод жилого помещения в нежилое помещение. Законом установлено, что примыкающими к переводимому помещению признаются помещения, имеющие общую с переводимым помещением стену, или расположенные непосредственно над или под переводимым помещением. Установлено также, что в помещение после его перевода из жилого помещения в нежилое помещение должна быть исключена возможность доступа с использованием помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям.

Для осуществления перевода жилого помещения в нежилое, кроме ранее предусмотренных законом документов, в орган местного самоуправления также необходимо представить протокол собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Новым законом предусмотрен иной порядок определения кворума общего собрания, который зависит от количества подъездов в соответствующем жилом доме.

В многоподъездном доме обеспечение кворума достигается путем принятия участия в собрании лиц, обладающих в совокупности большинством от общего числа голосов всех собственников помещений в доме, а также обладающих в совокупности более чем 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в том подъезде дома, в котором находится переводимое помещение.

В одноподъездном жилом доме для кворума необходимо участие собственников, обладающих более чем 2/3 голосов от общего числа голосов собственников.

Порядок принятия решения о переводе помещения из жилого в нежилое также установлен в зависимости от количества подъездов в многоквартирном доме.

При наличии в многоквартирном доме более чем одного подъезда решение принимается большинством голосов принимающих участие в этом собрании собственников жилых помещений в многоквартирном доме, при условии голосования за принятие такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающими большинством голосов от общего числа голосов таких собственников, принимающих участи в этом собрании.

При наличии в многоквартирном доме одного подъезда решение принимается большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в этом собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

 

8) Установлена административная ответственность отдельных категорий лиц, которым не могут быть назначены обязательные работы либо административный арест за повторное совершение административного правонарушения

Федеральным законом от 06.06.2019 № 136-ФЗ «О внесении изменения в статью 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность отдельных категорий лиц, которым не могут быть назначены обязательные работы либо административный арест за повторное совершение административного правонарушения.

Частью 3 статьи 19.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за повторное в течение одного года несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничений или ограничений, установленных ему судом в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. Совершение указанных правонарушений влечет административную ответственность в виде обязательных работ на срок до сорока часов либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.

Вместе с тем, согласно положениям части 2 статьи 3.9 и части 3 статьи 3.13 КоАП РФ административные наказания в виде административного ареста и обязательных работ не применяются к отдельным категориям граждан, в частности, к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, к инвалидам I и II групп и иным категориям.

В этой связи абзац второй части 3 статьи 19.24 КоАП РФ дополнен положением, устанавливающим, что в случае повторного в течение одного года совершения административного правонарушения лицами, в отношении которых не могут применяться обязательные работы либо административный арест, на них может быть наложен административный штраф в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

 

9)  Увеличение выплат родителям, осуществляющим уход за детьми-инвалидами

Указом Президента Российской Федерации от 07.03.2019 № 95 внесены изменения в Указ Президента Российской Федерации от 26.02.2013 № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы», согласно которым с 1 июля 2019 года увеличивается размер ежемесячных выплат неработающим родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

В соответствии с названными изменениями размер ежемесячных выплат составит 10 000 рублей, в то время как в настоящий момент сумма выплаты составляет 5 500 рублей.

 

10)  С 12 мая заявления о назначении выплаты в связи с рождением первого или второго ребенка можно подавать по месту фактического проживания

Внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2017 № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», которым установлены основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка.

Согласно поправкам:

заявление о назначении выплаты можно будет подавать в том числе по месту пребывания или фактического проживания. Ранее ч. 4 ст. 2 Закона № 418-ФЗ предусматривалось, что такое заявление могло быть подано гражданином только по месту жительства;

об изменении места пребывания или фактического проживания граждане, получающие выплаты в связи с рождением или усыновлением первого ребенка, должны будут извещать региональные органы соцзащиты, а граждане, получающие выплаты в связи с рождением или усыновлением второго ребенка, — территориальные органы ПФР. Ранее соответствующая обязанность возникала у граждан при изменении места жительства (ч. 1 ст. 5 Закона № 418-ФЗ);

информация о назначении и об осуществлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка будет размещаться в ЕГИС социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в ЕГИС социального обеспечения будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

 

11) Расширен перечень преступлений, по которым возможно освобождение от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба

Прекращение уголовного дела — одна из форм предварительного расследования без направления дела в суд.

В связи с этим был принят Федеральный закон от 27.12.2018 № 53 «О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации».

Ранее статьей 76.1 УК РФ предусматривалось освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности в случаи возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, гражданину, организации или государству. Теперь перечень преступлений, по которым возможно освобождение от уголовной ответственности в связи с возмещением ущерба, расширен, добавлены преступления, относящиеся к категории небольшой тяжести.

Стало возможным применение ч. 2 ст. 76.1 УК РФ к лицам, совершившим:

присвоение авторства (ч. 1 ст. 146 УК РФ);

нарушение изобретательских и патентных прав (ч. 1 ст. 147 УК РФ);

мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности (ч. 7 ст. 159 УК РФ), кредитования (ч. 1 ст. 159.1 УК РФ), при получении выплат (ч. 1 ст. 159.2 УК РФ), с использованием электронных средств платежа (ч. 1 ст. 159.3 УК РФ), в сфере страхования (ч. 159.5 УК РФ), компьютерной информации (ч. 1 ст. 159.6 УК РФ);

присвоение и (или) растрату (ч. 1 ст. 160 УК РФ);

причинение имущественного ущерба путем обмана злоупотребления доверием (ч. 1 ст. 165 УК РФ).

Федеральный закон вступил в силу с 08.04.2019.

 

12)  Ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним

Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.

На основании части 2.1 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Статьей 151.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно, наказывается штрафом в размере от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до шести месяцев либо исправительными работами на срок до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Таким образом, продажа и неоднократная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции влекут административную и уголовную ответственность соответственно (часть 2.1 статьи 14.16 КоАП РФ; статья 151.1 УК РФ).

 

13)  О сроке задержания

По общему правилу срок административного задержания составляет 3 часа, но в некоторых случаях лицо может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (части 2, 3 статьи 27.5 КоАП РФ).

Согласно части 4 статьи 27.5 КоАП РФ срок административного задержания лица исчисляется с момента доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения, со времени его вытрезвления.

В силу части 1 статьи 27.3 КоАП РФ административное содержание под стражей может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения наказания.

Согласно части 1 статьи 91 УПК Российской Федерации орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с частью 2 статьи 94 УПК Российской Федерации по истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержания в порядке, установленном пунктом 3 части 7 статьи 108 УПК Российской Федерации.